Slon.ru,
4 декабря 2009 г.
Агентские сети в страховании: сложности, тенденции, перспективы 2620 просмотров
Компании, которые найдут в себе силы активно развиваться, смогут использовать уникальную ситуацию на рынке и создать современные «молодые» агентские сети, потеснив конкурентов.
Весной 2008 года в Вене проходила международная конференция, посвященная вопросам страхования. Россия была широко представлена менеджерами высшего звена многих крупных страховых компаний. Ближе к завершению конференции, уже примелькавшись, и познакомившись друг с другом, немного выпив, и собравшись за одним столом, россияне заговорили о своем – о наболевшем. А именно, об агентах. Сначала, задавая соседу разные по каверзности вопросы, в попытке выяснить: а как у вас с набором, а с удержанием, а какая средняя выработка, а как платите за пролонгацию. Потом, все больше убеждаясь, что болячки в агентском канале почти у всех одинаковы, вопросы задавать перестали, еще раз выпили и дружно признали, что с набором агентов просто беда, особенно в Москве и других крупных городах.
И действительно, к каким бы ухищрениям не прибегали страховщики – толка было чуть, и привлекать и удерживать агентов становилось все сложнее и дороже.
Причина объективна и проста – рынок труда рос на глазах. Много ли желающих в такой ситуации согласиться работать без оклада, оплаты больничных и прочих благ, которые сравнительно легко было тогда получить в растущих сетях многочисленных компаний и банков? По объявлениям в агенты чаще всего шли те, кто нигде не смог себя продать, неудачники или «лузеры», как таких называют в штатах.
Нет, конечно, встречались и встречаются прирожденные продавцы, понимающие, что при активной работе за пару лет можно создать свой портфель, который будет приносить 5000 долларов в месяц и больше, при этом без жесткой привязки к офису, с возможностью самостоятельно планировать свое рабочее и свободное время. Преимуществ в агентской работе немало. Не случайно же в западных странах многие успешные агенты имеют свои офисы, штат помощников. Но для нашей страны, такие примеры пока, скорее исключение. На фоне сотен агентов, добившихся быстрого успеха и зарабатывающих серьезные деньги, армия тех, кто в разных компаниях и видах страхования вкусил радости и невзгоды агентской жизни и быстро ушел из этого бизнеса составляет десятки тысяч человек. Часто люди уходят из-за реакции родственников и друзей, которые не считают агентскую работу престижной и перспективной. Большинство тех, кто в докризисные времена приходил в агенты «из ниоткуда», как правило, не имели в своем кругу общения достаточного количества людей, которых можно было застраховать или получить необходимую рекомендацию. В силу своего низкого социального статуса они не имели опыта общения с более-менее обеспеченными людьми, не понимали их целей и потребностей, и поэтому объективно не могли совершать эффективные сделки, используя рекомендованные им технологии продаж, которые успешно зарекомендовали себя в течение многих лет в странах с лучшей культурой страхования. Какое-то время мучились и уходили, не смотря на усилия их руководителей и тренинги.
Ранее сформированный «костяк» агентских сетей неуклонно старел, многие агенты вплотную приблизились или уже влились в ряды пенсионеров, со всеми вытекающими последствиями: болезни, снижение физической и интеллектуальной активности, низкий уровень компьютерной грамотности, сопротивление всем изменениям, а самое главное отсутствием амбиций на повышение собственного дохода («да мне хватает»), что непосредственно сказывается на продажах. Опытные агенты очень часто не только не владели или не хотели учиться новым продуктам и технологиям, но и целенаправленно вытесняли из коллективов новичков, всячески отстаивая патриархальный уклад страховых агентств, на корню уничтожая любые зачатки конкуренции со стороны «молодежи». У нас «дедовщина» не только в армии… А новичкам в агентской компании по определению нелегко: и продукты сложные, и тарифы надо научиться рассчитывать, заявления и полисы заполнять, чаше всего вручную, да и старички гундят «нагнали тут недорослей, а мы пахали». Мало у кого есть удобная и приспособленная для агентов IT-платформа. Словом, проблема набора, удержания и развития агентов сложна и многогранна, а главное объективно общая для всех агентских компаний.
Прошло полтора года, с упомянутой конференции в Вене. Что изменилось? Какие новые возможности появились и как ими следует воспользоваться?
На наш взгляд, самое важное, что должны осознать опытные игроки и новички страхового рынка, что более удачного периода для набора перспективных агентов давно не было и он скоро закончится.
Посудите сами: по данным headhunter, за последний год емкость вакансий на рынке откатилась к 2006 году. На рынке много скрытых и явных безработных, имеющих хорошее образование, опыт работы в продажах, опыт работы в больших компаниях с развитой корпоративной культурой и современными стандартами ведения бизнеса. Эти люди часто поддерживают связи или могут реанимировать отношения с клиентами с прошлой работы и обладают навыками общения с платежеспособным слоем потенциальных клиентов страховых компаний.
Они умеют учиться и хотят этого, так как привыкли к тренингам и программам повышения квалификации. Им необходимо вернуть прежний статус и доход, поэтому уровень мотивации достаточно высок. Как показала практика, более 90 % агентов, пришедших к нам в 2009 году после внедрения специальной программы рекрутинга, обучения и адаптации, имеют высшее образование, а прежний опыт позволяет делать весьма значимые первые продажи, что принципиально важно для закрепления в компании, и в профессии.
Но работа с подобными кандидатами требует многого и от компании. Это эффективная система привлечения и закрепления будущих агентов; понятная система мотивации, нацеленная на лучшие условия для лучших продавцов; корпоративная культура, которая поможет победить депрессию от потери работы и снижения статуса; прописанные перспективы роста; эффективные технологии и документооборот, позволяющие быстро и удобно (и для агента, и для клиента) делать продажи. Множество крупных и мелких вопросов, которые должны быть оперативно решены. Компании, которые захотят и смогут это оперативно реализовать, наверняка «снимут пенки» с рынка и создадут современные агентские сети. Более того, многие опытные действующие агенты могут «сменить окраску», увидев для себя долгосрочные перспективы в другой компании!
Через пару лет, как нам обещают, страна понемногу выйдет из кризиса, вновь появятся интересные рабочие места. У потенциальных агентов повысятся ожидания, а следовательно и требования. С другой стороны, из-за резкого падения рождаемости в 90-х годах, на рынок будет выходить все меньше молодежи, зато будет расти число пенсионеров, то есть сам рынок рабочей силы уменьшится. По некоторым прогнозам, к уровню вакансий 2008 года ситуация вернется только в 2012 году, а к уровню людей трудоспособного возраста 2008 года – в 2021-м.
Таким образом, можно констатировать, что в ближайшие годы компании, которые найдут в себе силы активно развиваться, смогут использовать уникальную ситуацию на рынке и создать современные «молодые» агентские сети, имеют высокие шансы занять верхние ряды рейтингов, изрядно потеснив более задумчивых конкурентов, причем этот шанс есть и у «патриархов», и у новичков. Самое время для смелых, амбициозных и профессиональных проектов.
Олег МЕРКУЛОВ(в соавторстве с Сергеем Конкиным, заместителем генерального директора «Капитал Страхование Жизни»)
Вся пресса за 4 декабря 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Агенты
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
20 февраля 2025 г.

|
|
Вечерние ведомости, Екатеринбург, 20 февраля 2025 г.
Свердловская область вошла в топ-10 регионов по применению европротоколов при ДТП

|
|
5 колесо, 20 февраля 2025 г.
Что изменилось в ОСАГО в 2025 году: удаленное возмещение, европротокол и камеры

|
|
Адвокатская газета, 20 февраля 2025 г.
Освобождение от выплаты страхового возмещения возможно лишь в установленных законом случаях

|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 20 февраля 2025 г.
Подносова напомнила страховщикам о праве клиентов на неустойку

|
|
УралБизнесКонсалтинг, Екатеринбург, 20 февраля 2025 г.
В Свердловской области в 2024 году средняя премия по полисам ОСАГО снизилась на 3,1%

|
|
ТАСС, 20 февраля 2025 г.
Прокуратура Подмосковья выявила фиктивных пациентов при диспансеризации в поликлиниках

|
|
РИА Новости, 20 февраля 2025 г.
Российские суды почти всегда встают на защиту прав потребителей - глава ВС РФ

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 февраля 2025 г.
Покупатели страхования должны подготовиться к «зондированию» вопросов ИИ при продлении

|
|
Право.Ru, 20 февраля 2025 г.
Экономколлегия признала ничтожным условие договора страхования

|
|
Аргументы и факты, 20 февраля 2025 г.
Не вытрясти ни рубля. Названы три причины для отказа в страховых выплатах

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 февраля 2025 г.
Смягчение рынка для страхования рисков финансовых учреждений продолжится

|
|
CNews.ru, 20 февраля 2025 г.
«Русский Стандарт»: женщины чаще приобретают страховые полисы онлайн

|
|
Газета.Ru, 20 февраля 2025 г.
«За себя и за того парня»: эксперт выступил против страховки от водителей ОСАГО

|
|
ПРАЙМ, 20 февраля 2025 г.
ЦБ собирается урегулировать киберстрахование через рекомендации

|
|
МК в Казани, 20 февраля 2025 г.
В Татарстане планируют застраховать 1 млн га сельхозугодий

|
|
Российская газета онлайн, 20 февраля 2025 г.
Работодатели стали чаще страховать сотрудников от критических заболеваний

|
|
ТАСС, 20 февраля 2025 г.
Жители Донбасса и Новороссии за 2024 год оформили более 500 тыс. полисов ОСАГО

|
 Остальные материалы за 20 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|